***
©2002-2003 Kolos
Corp.
e-mail
|
Арийский Спаситель -- останки, святилище,
изображения
Ю.А.Шилов
Среди
петроглифов Каменной Могилы, у входа в "Грот быка" на вершине холма,
имеется уникальное изображение: человек и конь, лежащие у подножия
антропоморфного идола. Этой сцене жертвоприношения сопутствуют следующие
детали: 14 черточек между существами указывают, очевидно, количество
жертв, принесеных за некий отрезок времени; "ёлочки" слева от идола
-- календарные символы; свастика, посох и угол между ними символизируют,
вероятно, некое непроявленное божество.
Данная трактовка коррелируется со многими
изображениями на гробницах, стелах, навершиях скипетров и др. энеолитических
памятниках Северного Причерноморья. Из скипетров наиболее близки
т.н. коннеголовые, присущие древнейшей коннице новоданиловской археологической
культуры второй половины 4 тыс.до н.э. Они представляют собой каменные
навершия в виде более-менее реалистически выполненной взнузданной
лошадиной головы и весьма схематизированных туловища со всадником.
Гробницы кеми-обинской культуры, возникшей на рубеже 4 -3 тыс.до
н.э., орнаментировались преимущественно в середине 3 тыс.до н.э.
Этим временем хорошо датируются две гробницы из Высокой Могилы (междуречье
Ингульца и Днепра), одна из которых имеет специфические аналоги
рассматриваемому петроглифу в той части своей "ёлочно"-календарной
орнаментации, которая означает период летнего солнцестояния; специфические
углы второй обозначают головы антропоморфных божеств... Таким образом,
изображение жертвоприношения всадника на Каменной Могиле (пойма
Молочной, левобережье низовьев Днепра) ближе всего к кеми-обинской
культуре середины 3 тыс.до н.э.
В этой же культуре сконцентрированы и другие
аналоги -- в частности, человеческие жертвоприношения (конские встречаются
гораздо реже). Прослежено также (см.: Ю.А.Шилов. Прародина ариев.--
К., 1995), что кеми-обинская культура возникла под протекторатом
приднепровской Аратты (трипольской археологической культуры) и представляла
собою касту брахманов, внедренную названным земледельческим государством
в среду соседних кочевых скотоводов с целью обеспечения безопасности
своих границ и путей, -- так зародилась арийская общность племен.
При этом "кеми-обинцы"-брахманы обуздали стихию древнейшей в мире
арийской конницы, создав на её основе мифоритуал и культ Гандхарвы
(греч. Кентавр).
Наиболее выразительное жертвоприношение
человека-и-коня, т.е. всадника, обнаружено в основе кургана Чауш,
доминировавшего над Новосельской переправой через Нижний Дунай.
Инвентарь в святилище отсутствовал,-- однако вытянутость основного
захоронения из соседнего кургана и последующие раннеямные захоронения
Чауша позволяют предполагать новоданиловскую или близкую к ней принадлежность
святилища. Было прослежено, что обряд совершался в два этапа с перерывом
в длительный срок. На первом этапе была вырыта культовая яма в виде
пары антропоморфных фигур, а вокруг сооружена заготовка кургана.
На втором этапе в жертву были принесены человек, конь и корова --
уложенная в яму без расчленения и раскалывания костей, как два предшествовавших
существа.
Сведя воедино все вышерассмотренные данные
и реконструировав мифоритуал, автор обнаружил комплекс специфических
аналогов в индоарийских ведических пуруша- и ашва-медхе (жертвоприношениях
человека и лошади); совместное жертвоприношение всадника осталось
на Нижнеднепровской прародине ариев и соответствует образам Гандхарвы
и, в меньшей мере, нескольких других персонажей "Ригведы". Здесь
же, в украинском Поднепровье, доныне бытует образ Козака Мамая (мамаями
местноте население называло каменных идолов на курганах), обнаруживающего
реминисценции Гандхарвы (см.: Ю.А.Шилов. Ведическое наследие Поднепровья
. -- М., 1997).
Исходя из вышеочерченных реалий, можно реконструировать
следующую картину. Гандхарвой нарекался всадник-доброволец, который
по истечении года обязан был принести себя-и-коня в жертву во благо
народа (своим самопожертвованием снимая -- в процессе мифоритуала,
производимого брахманами -- назревающие противоречия между народом
и средой обитания, и т.д.). Воротясь из годичного странствия по
арийским просторам, став таким образом воплощением пространства-и-времени,
Гандхарва отдавал себя на заклание и расчленение. Это, а также причастие
использовалось брахманами для раскрытия подсознания участников действа.
При этом герой Гандхарва перевоплощался в бога Праджапати -- "Отца
существ", с которым должны были отождествить себя все присутствующие.
Затем следовал ритуал "воскрешения" -- уже не тела всадника, а его
вселенского духа, который именовался Вирадж-"Сияние" (см.: В.С.Семенцов.
Проблемы интерпритации брахманической прозы. -- М., 1981). Эту мифоритуальную
Троицу вполне можно рассматривать как наиболее выразительное соответствие
последующей христианской доктрине.
Возвращаясь к рассматриваемому петроглифу
Каменной Могилы, можно теперь констатировать: на нем изображено
самопожертвование героя Гандхарвы у подножия бога Праджапати с перспективой
воскресения в качестве Вирадж. Мифоритуал приурочивался к летнему
солнцевороту и совершался с некой (вероятно, более чем годовой)
периодичностью. В середине 3 тысячелетия до н.э. или во второй его
половине в окрестностях Каменной Могилы или, скорее, на ней было
совершено 14 таких жертвоприношений -- типологически сопоставимых
с последующим распятием и воскресением иноэтничного Иисуса...
<<<Back |